Урок
27 Сочинение по картине
1/
- Как называется человек, который в музее проводит экскурсии и
рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)
- Как вы думаете, как экскурсовод готовится
к экскурсии в музее с картинами? (Изучает историю создания картины, узнаёт об
авторе, внимательно сам рассматривает картину)
- Представьте
себя в роли экскурсовода. Вам нужно на экскурсии рассказать ученикам младшего
класса о картине. Этот текст мы сегодня напишем.
- Какие задачи будут стоять перед вами
при составлении текста? (Описать содержание картины и
передать то, что хотел сказать художник своей картиной, - замысел.)
-Но сначала приглашаю вас в виртульный музей, чтобы рассмотреть экспозицию картин великого
художника.
-В чём сходство всех картин?(Изображены дети из крестьянских семей, которые ходят в школу)
-Как называется художник, который пишет портреты?
(Портретист)
-Что выражает такой художник на своих картинах?
(Внутренний мир человека)
Задача нашего урока непростая: нам необходимо будет
написать сочинение-описание с элементами действия по картине, для чего нужно
будет окунуться в мир прошлого, оказаться во второй половине XIX века, постоять
на пороге школы того времени, понять героя картины, который тоже стоит на пороге
школы. А поможет нам в этом русский художник с непростой судьбой Николай
Петрович Богданов-Бельский.
Для многих детей в дореволюционной России мечта об
учебе была несбыточной. Бедные люди, дети крестьян далеко не всегда имели
возможность учиться в школе. Поэтому те, кто изучал грамоту, ценили эту
возможность.
II.
Молчаливое рассматривание картины (№ 1).
- Какие мысли, чувства возникли у вас при рассматривании картины?
- Объясните, почему художник назвал свою картину «Сочинение»
(№ 2).
Тема: ЗАПИСАТЬ
- А каков
замысел художника? (- ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ
Тип речи:
описание с элементами повествования
III. Анализ
содержания картины. Лексическая подготовка.
-Прочитайте
задание 3 Для чего даны вопросы? ( Чтобы рассказать о картине полно и по
порядку)
- Прочитайте вопросы в задании 3. Подумайте, как на них
ответить. Можете обсудить ответы в паре.
- О
чем рассказывает картина? Где происходит действие? Как это показал
художник? В какое время учился этот мальчик? (В дореволюционной России, в
крестьянской школе до революции, парта деревянная, перо чернильное, домашняя
одежда)
- Как выглядит герой картины? Опишите
его. (Мальчик лет десяти, склонился над тетрадкой, задумался, раздумывает, как
лучше написать
- Подберите слова и выражения для описания его одежды (№ 4). Напишите и
прочитайте
- Рассмотрите позу мальчика. О чем она говорит? (
- Какое лицо у мальчика? О чем он
думает? Почему у него приоткрыт рот?
- Подберите глаголы для описания происходящего на картине (№ 5).
- Какие чувства хотел пробудить художник
у зрителей? (Ученику небезразлично, каким получится его сочинение, уважение к мальчику, который ценит возможность учиться, вдумчиво
относится к написанию сочинения.
-Над чем заставляет задуматься? (Учиться
трудно, но очень важно, надо стараться, чтобы получалось хорошо.) Замысел:
Обсуждение структуры сочинения.
-
О чем предлагает подумать вопрос урока?
(О том, как построить сочинение по картине.)
- Выполните задание 6.
В а р и а н т ы выполнения: самостоятельно, в паре или под
руководством учителя.
- Как начнете сочинение? О чем скажете
во вводной части? (Надо назвать картину и художника. Сказать о том, где и когда
происходит действие на картине.)
-
Составьте
предложение, которым на экскурсии вы начали бы рассказ о картине. (Вы
видите … Перед вами картина … И др.)
Перед вами картина русского художника Николая
Петровича Бельского «Сочинение», написанная
масляными красками. Действие картины происходят в России до
революции. Художник изобразил портрет
ученика крестьянской школы.
- Что будете описывать в основной части?
(То,
что изображено на картине.)2 абзаца.
-Какое настроение вызывает картина? (
- Что в картине помогло нам почувствовать
настроение автора?
-Какие
краски использует художник?)
-Что означают тёмные цвета?
-Выражено ли в этом авторское отношение
к мальчику?
- Как закончить сочинение? (Сказать
о чувстве, которое она вызвала, о том,
что хотел сказать художник.) Понравилась
ли картина? Над чем заставилазадуматься?
IV.
Орфографическая
подготовка.
На доске по ходу обсуждения выписываются
трудные в орфографическом отношении слова.
V.
Запись
сочинения (№ 7).
VI.
Проверка
работы (№ 8).
- Проверьте работу по заданиям тетради.
- Проверьте, удалось ли понятно описать
содержание картины.
- Проверьте правильность выделения
частей в тексте.
- Проверьте, правильно ли определили
границы предложений.
- Проверьте грамотность написанного.
VIII. Итог урока (№ 9).
- Как работали над сочинением по
картине?
- Какие задачи перед собой поставили?
- Расскажите, как построили свое
сочинение по картине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий