Сочинение на лингвистическую тему
«Корень слова» с самостоятельным выбором типа
речи
Предварительное домашнее
задание: выполнить задания 1-3 в тетради.
Ход урока
I.
- В словаре С. И. Ожегова дается 5
значений слова «корень», мы остановимся на двух.
1.
Подземная часть растения, служащая для
укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных
веществ.
2.
Основная часть слова без приставок и суффиксов.
- Что случится с растением, если оно
лишится корня?
-
Что случится со словом, если из него убрать корень?
- Сегодня
корень слова - герой нашего
урока. Мы будем о нем писать сочинение
и учиться составлять разные тексты.
- Кому вы хотели бы рассказать о корне то,
что знаете сами? (Ученикам младших классов.)
- С какой целью вы можете им рассказать о
корне? (Заинтересовать их, увлечь, удивить, помочь в учебе.)
II.
Проверка домашнего задания.
-
Какие задания выполняли дома при подготовке к сочинению? Как это
поможет в работе над сочинением?
-
Какие слова для наблюдения над корнем подобрали в задании 1?
- Назовите действия, которые нужно
выполнить, чтобы найти корень в слове (№
2). Как это показать на примере?
-
Объясните, почему корень является главной частью слова (№ 3).
III.
Уточнение признаков текстов разных типов речи.
Работа по схеме.
- Назовите, какие тексты вы знаете. Используйте схему.
Н а д о с к е.



Повествование описание рассуждение
(что
случилось) (какой?) (почему?)
IV. Обсуждение формулировок
тем сочинений и соответствующих им типов речи.
- Для своего
сочинения вы можете выбрать любой текст -
повествование, описание или рассуждение. Но это будет зависеть от темы вашего сочинения. Прочитайте вопрос
урока.
(Как построить текст в соответствии с темой?)
- В задании 4 указаны темы сочинений. Почему
их три? (Можно составить три разных текста: повествование, описание,
рассуждение.)
Т е м ы сочинений.
Как найти корень слова?
Такой
разный корень.
Почему
главную часть слова назвали корнем?
- Можно ли по
заголовку определить, какой будет текст?
-
Покажите линиями, какой теме соответствует описание, повествование,
рассуждение (№ 4).
- Что подсказывает таблица на доске? (Как
строится каждый текст.)
Н а д о с к е.
_____ПОВЕСТВОВАНИЕ___________
|
__ОПИСАНИЕ_______________
|
______Рассуждение__________
|
1.
Начало действий
2.
Последователь-
ность действий (сна-
чала …, потом…, за-
тем …, далее…)
3.
Концовка
|
1.
Предмет описания
2.
Признаки предмета
3.
Оценка
|
1.
Что объясняем
(доказываем)
2.
Объяснение (до-
казательство)
3.
Вывод
|
- Какие слова нужно вписать в таблицу? (Повествование,
описание, рассуждение.)
- Расскажите по таблице, как вы будете составлять текст-
повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
V. Обсуждение вариантов вводной части
текстов и оформления примеров.
- Можно ли
все три текста начать одинаково? Составьте
вводную часть так, чтобы мы догадались, какой у вас будет текст (№ 5).
- В вашем сочинении нужно приводить
примеры.
В задании 6 показано, как правильно оформить примеры.
- Расскажите, как можно оформлять
примеры в сочинении.
VI.
Запись сочинения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий