Сочинение Жалобы школьных
вещей»
по аналогии с рассказами Н. Сладкова
«Сердитые голоса»
Ход урока
-
Какие книги Н. Сладкова вы читали? О чем он пишет в своих книгах?
- В
своей книге «Сорочьи тараторки» замечательный писатель Н. Сладков рассказал
нам, о чем говорят птицы, звери и даже растения в лесу. Н. Сладков С детства
проводил много времени в парке и часами следил за жизнью птиц. Вел дневник, записывал все, что его удивило или
огорчило. А позже он решил поведать нам о своих открытиях.
- Чему
нас учат рассказы Сладкова? (Быть внимательными ко всему живому, не
быть равнодушными, заботиться о
живых существах.)
II.
Объявление темы урока. Анализ текстов-жалоб. Ознакомление с различием
монолога и диалога.
-
Над каким сочинением будем сегодня работать? Прочитайте в тетради тему урока.
-
Прочитайте задание 1. С чего предлагается начать подготовку к
сочинению?
-
Почему важно сравнить тексты Н.
Сладкова? (Нужно понять, как строятся тексты жалоб, как сделать их выразительными.)
-
Прочитайте тексты жалоб из книги Н. Сладкова.
1. .
Оскорбляют словом и действием! Кого обзывают
мерзкими тварями? Нас, жаб. Уж мы такие, уж мы сякие! Мы и противные, и
скользкие, и ядовитые. Почему у ребят на руках бородавки? Тоже, оказывается,
от нас. А раз так – бей жаб!
А ведь мы пользу приносим. Поедаем в ваших
огородах слизней, гусениц, личинок. И
бородавки совсем не от нас. И не такие
уж мы уродины: у нас красивые золотистые глаза...
Не нравится вид наш, так хоть наши дела
уважайте!
Серые жабы
2.
ДУБ И РЯБИНА
-
Ой, рябина-рябинушка, что взгрустнула ты?
-
Была я тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня ребятишки. Ни ягод
на мне, ни веток! Хоть бы ты меня защитил.
- Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, такой,
что краше в дровяной склад кладут. Всю-то осень желуди с меня сшибали. Всю душу
вытрясли! Был я дубом, стал дубиной...
- Таких текстов в книге Н. Сладкова много.
Почему все они названы «Сердитые голоса»?
- Как узнать, чьи это сердитые голоса?
- Разберемся, как построены тексты. Прочитайте жалобу серых жаб. О чем говорят
жабы? (О том, как их обижают, какую пользу они приносят.)
- Чем заканчивается этот текст? (Просьбой.)
- Прочитайте просьбу жаб выразительно.
- Какие предложения использованы автором, чтобы высказать обиды жаб? (Восклицательные
и вопросительные предложения.)
- С каким чувством жабы задают вопросы и сами отвечают на них? (С
чувством обиды, горечи, возмущения.)
Прочитайте эту часть выразительно.
- Прочитайте второй текст. Чьи сердитые
голоса мы услышали?
- Какой из этих текстов можно прочитать по
ролям? Почему? (Второй текст построен как разговор рябины и дуба. В нем есть вопросы и
ответы.)
- Как дуб обращается к рябине?
Почему?
- Какой знак использован в
тексте, чтобы выделить речь каждого героя?
-
На что жалуются рябина и дуб друг другу?
-
Какие выражения особенно ярко передают их обиды? Как понимаете эти выражения?
-
Прочитайте рассказ «Дуб и рябина» по ролям.
-
На какой вопрос нужно ответить, сравнивая эти тексты? (Чем различаются монолог и
диалог?)
- Определите, какой текст построен как
монолог, какой - как диалог (№ 2).
-
Что поможет выполнить это задание? (Сведения в справке.)
С п р а в к а. Монолог
-
речь одного Лица.
Диалог
- разговор между двумя или несколькими лицами.
-
Расскажите, как выполнили задание 2. Объясните свой ответ.
III.
Постановка учебной задачи.
- Мы с вами каждый день
приходим в школу, пользуемся различными
предметами, сидим за партами, выходим к доске. Давайте подумаем, какие учебные вещи могли бы
пожаловаться и на что. (На наборное полотно выставляются картинки с изображением доски, тетради,
портфеля, мела, карандаша, пенала, ручки.)
-
Что предлагается сделать
в задании 3? (Выбрать одну школьную вещь и
придумать, на что она может пожаловаться.)
Варианты
выполнения задания: самостоятельно или в паре (по желанию учащихся).
- Что нужно
определить в задании 4? (Нужно определить, как будет построен текст
жалобы: как монолог или как диалог.)
- Чему будем учиться в работе над этим сочинением? (Составлять
текст в виде монолога или диалога.)
IV. Обсуждение содержания и речевого
оформления текста и его частей.
- Какое задание выполняли дома? Приведите примеры разных
жалоб.
- Как у Н. Сладкова
начинаются тексты жалоб в форме монолога? (Учащиеся приводят примеры текстов,
которые начинаются с представления, с самой жалобы, с благодарности и т. д.)
-
Как начинаются тексты в форме диалога? (С вопроса.)
- Что кроме жалобы, может быть в тексте? (Призыв, угрозы, предупреждения, рассказ о
пользе и др.)
- Как
заканчиваются тексты жалоб? (Призывом, обещанием, вопросом, просьбой и
т. п.) Приведите примеры таких текстов.
- Подумайте, как вы начнете текст жалобы.
- Какие слова и выражения нужно подобрать для текста в задании
5?
(Слова и выражения, ярко передающие переживания учебной вещи.)
- Тема сочинения «Жалобы школьных вещей». Ваш текст может иметь свое
название. Как вы назовете свое сочинение?
(Сердитые
голоса школьных вещей. Школьные жалобы.
Жалоба школьной парты. Разговоры школьных вещей.)
V.
Запись текстов.
СТРАНИЧКИ ИЗ ТЕТРАДИ


СТРАНИЧКИ ИЗ ТЕТРАДИ
Комментариев нет:
Отправить комментарий