понедельник, 30 марта 2020 г.

КОНСПЕКТ СОЧИНЕНИЯ "СЕРДИТЫЕ ГОЛОСА"



            Сочинение Жалобы школьных вещей»
по аналогии с рассказами Н. Сладкова
«Сердитые голоса»

Предварительное домашнее задание: найти в кни­ге Н. Сладкова жалобы животных и растений.
Ход урока

     - Какие книги Н. Сладкова вы читали? О чем он пи­шет в своих книгах?
- В своей книге «Сорочьи тараторки» замечательный писатель Н. Сладков рассказал нам, о чем говорят птицы, звери и даже растения в лесу. Н. Сладков С детства проводил много времени в парке и часами следил за жизнью птиц. Вел  дневник, записывал все, что его удивило или огорчило. А позже он решил поведать нам о своих открытиях.
- Чему нас учат рассказы Сладкова? (Быть вниматель­ными ко всему живому, не быть равнодушными, заботить­ся о живых существах.)
II.              Объявление темы урока. Анализ текстов-жалоб. Озна­комление с различием монолога и диалога.
     - Над каким сочинением будем сегодня работать? Про­читайте в тетради тему урока.
     - Прочитайте задание 1. С чего предлагается начать подготовку к сочинению?
- Почему важно сравнить тексты Н. Сладкова? (Нуж­но понять, как строятся тексты жалоб, как сделать их вы­разительными.)
     - Прочитайте тексты жалоб из книги Н. Сладкова.
        1.          .
Оскорбляют словом и действием! Кого обзывают мерзки­ми тварями? Нас, жаб. Уж мы такие, уж мы сякие! Мы и противные, и скользкие, и ядовитые. Почему у ребят на ру­ках бородавки? Тоже, оказывается, от нас. А раз так – бей жаб!
А ведь мы пользу приносим. Поедаем в ваших огородах слизней, гусениц, личинок.  И бородавки совсем не от нас. И не  такие уж мы уродины: у нас красивые золотистые глаза...
Не нравится вид наш, так хоть наши дела уважайте!
                                                                                    Серые жабы
2.
ДУБ И РЯБИНА
- Ой, рябина-рябинушка, что взгрустнула ты?
- Была я тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня ребятишки. Ни ягод на мне, ни веток! Хоть бы ты меня защитил.     
- Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю-то осень желуди с меня сшибали. Всю душу вытрясли! Был я дубом, стал дубиной...
                                                         
    - Таких текстов в книге Н. Сладкова много. Почему все они названы «Сердитые голоса»?
    - Как узнать, чьи это сердитые голоса?
    - Разберемся, как построены тексты. Прочитайте жалобу серых жаб. О чем говорят жабы? (О том, как их обижают, какую пользу они приносят.)
   - Чем заканчивается этот текст? (Просьбой.)
   - Прочитайте просьбу жаб выразительно.
   - Какие предложения использованы автором, чтобы высказать обиды жаб? (Восклицательные и вопросительные предложения.)
   - С каким чувством жабы задают вопросы и сами отвечают на них? (С чувством обиды, горечи, возмущения.)
 Прочитайте эту часть выразительно.
   - Прочитайте второй текст. Чьи сердитые голоса мы услышали?
   - Какой из этих текстов можно прочитать по ролям? Почему? (Второй текст построен как разговор рябины и дуба. В нем есть вопросы и ответы.)
    -  Как дуб обращается к рябине? Почему?
    - Какой знак использован в тексте, чтобы выделить речь каждого героя?
        - На что жалуются рябина и дуб друг другу?
        - Какие выражения особенно ярко передают их оби­ды?    Как понимаете эти выражения?
        - Прочитайте рассказ «Дуб и рябина» по ролям.
        - На какой вопрос нужно ответить, сравнивая эти тек­сты? (Чем различаются монолог и диалог?)
         - Определите, какой текст построен как монолог, ка­кой - как диалог     (№ 2).
        - Что поможет выполнить это задание? (Сведения в справке.)
   С п р а в к а. Монолог - речь одного Лица.
Диалог - разговор между двумя или несколькими ли­цами.
- Расскажите, как выполнили задание 2. Объясните свой ответ.

III.        Постановка учебной задачи.        
- Мы с вами каждый день приходим в школу, пользу­емся различными предметами, сидим за партами, выходим к доске. Давайте подумаем, какие учебные вещи могли бы пожаловаться и на что. (На наборное полотно выставляют­ся картинки с изображением доски, тетради, портфеля, ме­ла, карандаша, пенала, ручки.)
- Что предлагается сделать в задании 3? (Выбрать од­ну школьную вещь и придумать, на что она может пожало­ваться.)
     Варианты выполнения задания: самостоятельно или в паре (по желанию учащихся).
- Что нужно определить в задании 4? (Нужно опреде­лить, как будет построен текст жалобы: как монолог или как диалог.)
     - Чему будем учиться в работе над этим сочинением? (Составлять текст в виде монолога или диалога.)
     IV. Обсуждение содержания и речевого оформления текста и его частей.
     - Какое задание выполняли дома? Приведите приме­ры разных жалоб.
- Как у Н. Сладкова начинаются тексты жалоб в фор­ме монолога? (Учащиеся приводят примеры текстов, кото­рые начинаются с представления, с самой жалобы, с благо­дарности и т. д.)
     - Как начинаются тексты в форме диалога? (С вопроса.)
    - Что кроме жалобы, может быть в тексте? (Призыв, угрозы, предупреждения, рассказ о пользе и др.)
- Как заканчиваются тексты жалоб? (Призывом, обе­щанием, вопросом, просьбой и т. п.) Приведите примеры таких текстов.
     - Подумайте, как вы начнете текст жалобы.
     - Какие слова и выражения нужно подобрать для тек­ста в задании 5? (Слова и выражения, ярко передающие пе­реживания учебной вещи.)
- Тема сочинения «Жалобы школьных вещей». Ваш текст может иметь свое название. Как вы назовете свое сочи­нение? (Сердитые голоса школьных вещей.  Школьные жало­бы. Жалоба школьной парты. Разговоры школьных вещей.)
V. Запись текстов. 
 СТРАНИЧКИ ИЗ ТЕТРАДИ

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий